Эта запись появилась изначально в качестве комментария здесь: www.drive2.ru/b/1124236/ Но, поскольку саму мысль про подход к реставрации и/или тюнингу я давно уже хотел высказать, то с некоторыми изменениями — публикую в блоге отдельно.
«Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?» — суть парадокса корабля Тесея (подробнее см. в википедии).
В применении к реставрации автомобилей, пожалуй, этот парадокс наиболее близок к классическому древнегреческому варианту. И, боюсь, что правильного ответа на нынешнюю трактовку не существует в той же степени, в которой его не существовало, когда над этим вопросом бились философы античности…
На мой взгляд, меняя детали — мы меняем только материал, а не суть вещи и даже не ее внешнюю форму. Иначе, если доводить до абсурда, то капремонт мотора, замена шаровых, установка новой резины даже отлитой по старым формам и даже расходники — уже нарушение. "It is only original once", как говорят американские коллекционеры. Вот стремление к абсолютному сохранению оригинальности идеального музейного экземпляра — обоснованно. Если есть, что сохранять, конечно — и есть реальная ценность (материальная, культурная, историческая). Или стремление сохранить сверхдорогой barn find в том состоянии, в котором его нашли — опять таки, в исторических целях.
Но единожды проведенная глубокая реставрация с кузовными работами, перекраской, перешивкой — пусть таже и в точном соответствии с изначальными спецификациями, уже убивает оригинальность автомобиля. Навсегда и безвозвратно. Original и restored — два совершенно разных состояния. Но при этом для подавляющего большинства реставрируемых машин это все же благо, возможность снова "жить".
Второй, на самом деле близкий по духу философский и даже религиозный вопрос — суть личности. Есть ли у клонов "душа"? А есть ли "душа" вообще и что это такое? Клон человека будет ли считаться человеком? А если представить, что в будущем технологическим путем цельное сознание человека будет возможно переносить на иной носитель — это будет тот же человек или нет? Эти размышления также подпитывают почву для определения "сути вещи" — до каких пор автомобиль будет считаться аутентичным носителем истории? Где проходит грань допустимого вмешательства? Где "душа машины", если так можно выразиться?
Предположим, что в автомобиле в ходе его многодесятилетней эксплуатации в СССР заменили двигатель на советский, чем безусловно испортили машину и нарушили все возможные характеристики. Установка теперь другого мотора, аналогичного родному — это же не "возврат к оригиналу", а просто буквально "еще одна замена мотора". Потому, что оригинальный блок давно утерян: тут напоминаю о важности формулировки numbers matching в деле автособирательства! И чем тогда эта замена аутентичнее, чем установка period-correct, но более мощного и интересного двигателя (V8 вместо 6-цилиндрового, например)?
Более того, если смотреть на Историю этого конкретного экземпляра — то для его повествования именно советский мотор уже аутентичен. Возможно, даже более аутентичен, чем родной, утерянный где-то в пучине прожитых лет…
То же касается и кузовных деталей. Если по идейным соображениям не хочется "новодел"-Китай (хотя он вполне может быть более высокого качества, чем оригинал), то, может, лучше купить взамен родной сгнившей или битой детали снятый с другого экземпляра оригинал на eBay, чем мучительно восстанавливать имеющуюся ради сохранения?
Наконец, есть вопрос "легендарности". Легендарные бренды, чье повествование выходит за рамки рациональной оценки (качество, функции, цена) — это ключ в равной степени для продавца и покупателя. С их помощью люди пытаются позиционировать себя в социуме и удовлетворять свои эстетико-культурные предпочтения. Однако, самое важное слово здесь — "повествование". The truth is in the eye of beholder… Мало того, что легендарность стараются если не создать, то хотя бы поддерживать и раздувать маркетологи — у легендарности тоже есть свой период.
Смотря в 2014 году фильм "Буллитт", можно (и, пожалуй, нужно) восхищаться классическими Mustang и Charger. Но когда этот фильм вышел на экраны в 1968-м, он не был историей про старые машины. Снимавшиеся там мустанг и чарджер были современными авто! Поэтому, здесь нужно разделять, какую легендарность хочется получить от автомобиля: достоверно зафиксированную Историю о произошедшей 40 лет назад погоне (как в музее) или же легендарность Духа этой погони — не зря Ford еще дважды воссоздавали Bullitt'ы.
Сводя все три высказанных выше тезиса (про парадокс Тесея, душу машины и легендарность) воедино, позволю себе не согласиться с подходом об обязательности "восстановления в оригинал в целях сохранения духа и легендарности".
Есть коллекционные модели и модификации, признанные таковыми в мировом масштабе. По сути, это то, что продается на аукционах типа Barrett-Jackson. Кроме того, есть конкретные экземпляры (возможно, даже не самых ценных моделей изначально), чья историческая ценность бесспорна и обоснована — "кадиллак Элвиса" или участник крупных гонок, например. Или просто редкая модификация. Эти авто безусловно являются Историей. И должны сохраняться в виде, предельно приближенном к оригиналу и/или состоянию до начала реставрации. Но большинство старых автомобилей, в лучшем случае, это не История, а Легенда. Дух. И владелец волен эту легенду продолжать так, как он считает уместным.
По моему скромному мнению, Дух мускул-кара предполагает, что машина должна быть не только пригодна к нормальной (и по желанию, повседневной) эксплуатации, но и быть быстрее 95% потока. И поэтому наиболее правильное продолжение этой Легенды, за исключением действительно ценных экземпляров — это рестомоддинг на современных агрегатах.
Потому, что легенда того же Challenger — в жженой резине и дрэгрейсинге, а не в вялом передвижении автодедушки среди современных семейных турбозажигалок в опасении за карбюратор, резину, подвеску, тормоза и пассивную безопасность — все то, что шагнуло вперед за эти 40 лет. Не глубоко сведущий наблюдатель, который смотрит сегодня на старый мускулкар — ожидает, что по динамическим характеристикам этот "пожиратель бензина" будет по-прежнему давать фору современным спорткарам. И это, по большому счету, правильное представление — потенциал для этого есть у любого мускулкара. Так есть ли глубокий смысл в том, чтобы сейчас тратить силы и ресурсы на то, чтобы реставрировать "однофамильца бодибилдера" с дряблыми мускулами? Если автомобиль выглядит космическим кораблем — он и ехать должен сообразно!