Эпоха плавников: эволюция стайлинга Cadillac с 1946 по 1965 год

Опубліковано: 05 грудня 2015р. 04:07

В истории марки Cadillac много славных страниц и много печальных. Периоды расцвета сменяются застоем, а исключительные технические и дизайнерские новинки — годами вторичности и безыдейности. В ХXI веке залогом удачного возрождения марки стала радикальная философия дизайна Art & Science, сделавшая машины флагманского бренда GM непохожими ни на что другое. Но самым интересным периодом в истории эстетики Cadillac, на мой взгляд, является "детройтское барокко" — эпоха хвостовых килей с 1948 по 1964 год. Во-первых, именно за это время общий стиль автомобилей эволюционировал от классически-архаичных линий довоенной поры к тем формам, которые так или иначе актуальны до сих пор. Во-вторых, сама марка за это время прошла большой путь и большинство славных названий моделей получили свой старт именно в эти два десятилетия.

Типичное ограничение Drive2 на 20 иллюстраций резко ограничивает возможность тщательного изучения деталей. Ради того, чтобы описать всю эволюцию 20 лет в одной статье, мне пришлось пойти даже на очень радикальный шаг: все машины показаны с одного ракурса ("три четверти" сзади), поскольку все же именно хвостовые кили — главная тема этого материала. Любопытствующим читателям могу посоветовать вводить в Google названия тех же самых моделей, чьи фото сзади представлены здесь: как правило, первые же результаты по поиску картинок дадут виды спереди для понимания дизайна в целом.

Кабриолет 1946 модельного года почти ничем не отличался от довоенных машин — этот консервативный стиль был заложен еще в 1941 году в качестве первого существенного обновления эстетики 1934-35 годов. Но после Второй Мировой производство Cadillac началось в конце 1945-го и единственной задачей, стоявшей перед коллективом компании, был лишь максимально быстрый старт продаж. Кстати, обратите внимание на задний фонарь с водительской стороны — именно там пряталась заправочная горловина вплоть до конца 50-х!

Модель 1947 года лишь в мелочах отступала от устаревшего дизайна прошлого года. Но послевоенный рынок не требовал, чтобы было красиво — он требовал, чтобы было хоть что-то. Машины разметали независимо от внешнего вида. По сути, только новички на рынке Kaiser-Frazer, начиная с чистого листа еще в военное время, предвосхищали стиль машин будущих лет, а вот инженерам и дизайнерам General Motors, Ford и Chrysler пришлось потратить пару лет на создание нового стиля.

1948 год принес абсолютно новый понтонный кузов работы Франклина Херши под руководством Харли Эрла без выступающих передних крыльев. И, конечно, именно здесь появилось самое важное эстетическое достижение следующего десятилетия — пока еще маленькие, но настоящие хвостовые кили! По словам самого Эрла, идея была позаимствована у современных военных самолетов, особенно вдохновил его двухмоторный истребитель P-38 Lightning необычной компоновки с двумя хвостовыми килями… В остальном же, несмотря на зарождение аэростиля и постепенное увеличение количества хрома, внешний вид этого поколения практически всех американских автомобилей оказался сравнительно скромным, "переходным" — слишком много компромиссов в дизайне и конструкции оставалось из довоенных времен.

Мизерные отличия кабриолета 1949 года от прошлогодней модели напоминают, что даже в годы ежегодных рестайлингов производители могли чуть-чуть расслабиться после выпуска совершенно нового кузова. Тем более, что главной темой года стал выход первых серийных хардтопов, в числе которых и Cadillac Coupe de Ville. Кстати, именно так появилось имя Deville, которое продержалось в ассортименте марки более полувека.

1950 год. Дизайнеры практически избавляются от однозначно довоенного рудимента — выступающих задних крыльев. Вместе с этим, появившаяся широкая вертикальная полоса хрома продолжает визуально разделять автомобиль примерно в том же месте — этот мотив сохранится на Cadillac вплоть до 1957 года включительно. Заодно, Sixty-Two и остальные модели получают цельное лобовое стекло взамен двух половинок на всех предыдущих машинах.

Зоркий глаз опытного наблюдателя отличит кабриолет Sixty-Two 1951 года от предшественника по измененному оформлению задних фонарей (лампы заднего хода стали частью фонаря) и полоске хрома вдоль всего порога. Шеф-дизайнер GM Харли Эрл утверждал, что нужна преемственность в дизайне: "если в этом году меняем переднюю решетку, значит не трогаем оформление задней части, и наоборот". Как видите, хвостовые кили не изменились. Зато спереди впервые появляется полноценные Dagmar bumpers — круглые хромированные клыки на бампере, напоминающие боеголовки и кое-что еще: свое сленговое название они получили в честь популярной тогда актрисы Дагмар, знаменитой своим выдающимся бюстом.

Вообще, все начало 50-х годов — период застоя в дизайне американских автомобилей после резкого перехода к радикально новым кузовам в конце 1940-х. Впрочем, 1952 год принес в дизайн Cadillac Sixty-Two еще один нетленный элемент: раздвоенный выхлоп, интегрированный в задний бампер. А еще, в честь 50-летия марки эмблемы были выполнены позолоченными — эта идея столь понравилась части покупателей, что и по сей день можно заказать шильдики на любую модель Cadillac, покрытые позолотой.

Если взять обычный кабриолет Sixty-Two 1953 года, то его, в очередной раз, будет тяжело отличить его от прошлогоднего — этот год стал последним для достаточно долго продержавшегося первого послевоенного дизайна Cadillac. Но автомобиль на фотографии привлекает сразу несколькими нововведениями: низким профилем, V-образной поясной линией и серийным панорамным лобовым стеклом. Все потому, что это первый в истории Cadillac Eldorado, а точнее Cadillac Sixty-Two Eldorado Special — выпущенный всего в 532 экземплярах и примерно вдвое более дорогой, чем обычный Sixty-Two.

Проходит всего год и Eldorado теряет свой исключительный статус. 1954-й принес радикальное обновление кузова для всех Cadillac и в рамках оптимизации производства Eldorado теперь отличался от Sixty-Two только элементами декора. Зато цена снизилась, а объем выпуска увеличился вчетверо. И, пожалуй, именно эта машина впервые может по-настоящему ассоциироваться с самым гедонистичным периодом в истории американского автопрома: массивные бампера, панорамное стекло, позолоченные эмблемы и, что особенно характерно — декоративные накладки на задних крыльях начинают занимать огромную площадь. Хотя, кстати, хвостовые кили по-прежнему повторяют скромную задумку 1948 года…

…но ненадолго! Всего год смогли продержаться стилисты Cadillac, сохраняя для Eldorado кузов, аналогичный Sixty-Two. В то время, как базовая модель еще два года (1955-56) продолжала выпускаться с классическим дизайном хвостовых килей, кабриолеты Eldorado получили в 1955-м уникальное оформление задней части с острыми высокими килями, уже беззастенчиво напоминавших хвосты самолетов и даже плавники хищных рыб. А заодно, и сдвоенные задние фонари в аэростиле — создавая их, дизайнеры вдохновлялись выхлопными соплами турбореактивных двигателей. Это решение сделало Eldorado самой футуристичной машиной года — ни Ford, ни Chrysler не смогли представить ничего подобного вплоть до 1957 года!

В 1956 году номенклатуру флагманской модели Eldorado расширяют, дополняя кабриолет двухдверным хардтопом под названием Eldorado Seville (эта разновидность продержится в производстве до 1960 года, лишь затем, чтобы снова всплыть в 1975-м уже в качестве полноценной отдельной модели — самого маленького, но и самого дорогого Cadillac в европейском духе). На передних крыльях наконец-то появляется четкое название модели, а общий стиль чуть-чуть меняется относительно прошлогоднего, включая недолго продержавшийся элемент — небольшие сдвоенные вертикальные кили взамен накапотного украшения. Чтобы не путать кабриолет с хардтопом Eldorado Seville, первому дают тоже сдвоенное имя — Eldorado Biarritz. Ну, а все остальные модели Cadillac продолжали развивать дизайн 1954 года, но зато в ассортименте появился, наконец, четырехдверный хардтоп Sedan de Ville — еще одно имя, продержавшееся несколько десятилетий.

Пожалуй, сложнее всего было выбрать иллюстрацию для Cadillac 1957 года. Ведь "обычные" Sixty-Two, de Ville и Fleetwood наконец-то получили переработанную заднюю часть с массивными килями в стиле Eldorado — тем самым, очень вовремя "подтянув" стайлинг к работам конкурентов. Но именно в этот год появился феноменальный Eldorado Brougham. Этот сверхдорогой Cadillac, ставший несимметричным ответом корпорации на Continental Mark II, внешне не был похож ни на что, оставаясь при этом однозначно Cadillac. Спереди — впервые в серийном американском автомобиле применялись сдвоенные фары головного света. Крыша изготовлялась из нержавеющей стали — не крашенной, а полированной. А хвостовые кили, хоть и похожи на Eldorado того же года, но включают в себя интегрированные узкие вертикальные фонари. Именно эта машина стала первым Cadillac с вертикальными фонарями — стилистическая особенность, до сих пор присутствующая почти во всех моделях компании!

В полном соответствии с тезисом Харли Эрла, переделав оформление задних крыльев годом ранее, в 1958-м дизайнеры занялись передней частью машин. Все Cadillac получили сдвоенные фары и сообразно переработанные решетки и бамперы в духе Eldorado Brougham. Правда, в этот год почти все производители пришли к такому же решению — законодательное разрешение использовать 4-фарную комбинацию во всех штатах очень тому способствовало. А еще, наконец-то ушла в небытие вертикальная хромированная полоса на задних крыльях. Разные модели отличались разным применением хрома, от по-европейски сдержанно-элегантного Eldorado до захромированного почти по поясную линию Fleetwood, но ни одна версия не использовала этот рудимент довоенного стиля, напоминавший о отдельно стоящих задних крыльях.

Вот он — самый каноничный "настоящий" Cadillac всех времен! 1959-й — год самого безумного стайлинга в истории всей американской автопромышленности, когда мода на хвостовые кили достигла апогея. Старались все производители — пожалуй, это прекрасная тема для отдельной статьи. Но на Cadillac высота килей почти сравнялась с верхней кромкой стекол, а в сочетании со сдвоенными "пулями" (или ракетным выхлопом, если более угодна такая ассоциация) задних фонарей и массивными квази-соплами по бокам заднего бампера автомобиль производил неизгладимое впечатление даже на фоне не менее экзотических конфигураций De Soto, Mercury и Oldsmobile. И только переработанный итальянцами Pininfarina и там же в Италии и выпускаемый Eldorado Brougham намекал о будущем — из всех Cadillac только самая дорогая модель уже имела минималистичные кили, вертикальные задние фонари на них, минимум хрома и странно-прямолинейный профиль крыши…

Если пренебречь провидческим дизайном Eldorado Brougham, то окажется, что вроде как вдруг, в одночасье, вся мода 1959 года оказалась устаревшей! Нет, совсем от килей не отказались. Но срезали их по горизонтали ровно так же, как годом ранее это сделали итальянцы на самом дорогом Cadillac. И хрома на машинах стало резко меньше, и двухцветные окраски внезапно исчезли — даже бывшая ранее самой аляповатой модификация Fleetwood Sixty Special отличается элегантными боковинами (а ведь еще год назад у этих машин между широкими полосками хрома на задних крыльях умудрились даже впихнуть окрашенные в иной цвет массивные накладки, симулирующие воздухозаборники!).

Переход к прямоугольной и прямолинейной стилистике 1960-х годов происходил постепенно. Вроде бы и кили остались почти прежними, и пластика передней части изменилась не слишком сильно. Но модели 1961 года совершили важный скачок в оформлении боковин. Округлые формы резко сменились отрисованными под линейку плоскостями. Как будто компенсируя мельчающие кили, задние крылья начали расширяться к низу — идея, скорее всего подсмотренная у Lincoln 1959 года, но творчески переработанная для нового времени.

В 1961 году вышел феноменальный Lincoln Continental, отличавшийся от всего, что предлагалось на рынке. Очевидно, что именно этот автомобиль диктовал стиль для всех остальных марок, особенно своих прямых конкурентов Cadillac и Imperial, но отделам дизайна GM и Chrysler требовалось время, чтобы прийти к своему переосмыслению стиля Continental. Но в целом Cadillac становились постепенно все "квадратнее" и квадратнее, избавляясь от налета аэростиля. Велись работы и над задним бампером — к чему приведут эти метаморфозы, станет понятно через три года. Ну а хвостовые кили на машинах 1962 модельного года стали еще чуть-чуть меньше, чем раньше…

Если посмотреть на ровные вертикальные боковины Eldorado Biarritz 1963 года без всяких намеков на аэростиль с его "килями", "плавниками", "соплами" и прочей эстетикой покорения космоса — можно подумать, что под руководством нового шеф-дизайнера Билла Митчелла команде уже почти удалось преодолеть тяжелое хромированное наследие эстетики Харли Эрла… Даже резина с широкими белыми полосами была впервые заменена на гораздо более узкий whitewall. Но cпереди Cadillac по-прежнему были очень похожи на модели 1959 года, лишь чуть-чуть более прямые линии капота говорили о постепенной смене стиля. Это удивляет, поскольку модели 1961-62 годов уже были шагом в другом направлении. Вот эта парадоксально-устаревшая передняя часть и все те же хвостовые кили напоминали, что не все так просто и рестайлингом Cadillac не отделаются.

Семнадцатый год подряд корму всех автомобилей Cadillac украшали хвостовые кили, хоть и настолько же невысокие, как и на совершенно иной по стилю машине далекого уже 1948 года… Уже даже Chrysler сподобились выпустить почти клона Continental в качестве своего флагмана Imperial. Да и сам Cadillac по линии крыши и боковин был вполне современен духу 60-х. Оставался лишь один шаг, сделать который можно было лишь при полном обновлении кузова…

Что и произошло в 1965-м: готовя новое поколение Cadillac, дизайнеры полностью избавились от всех намеков на аэрокосмические элементы. Но посмотрите, как именно оформлены задние крылья на всех Cadillac 1965 года: хотя хвостовые кили и ушли в прошлое (более того, верхняя грань крыла теперь даже немного опускается вниз), но узкие вертикальные фонари и их массивная хромированная окантовка осталась! Это стилистическое решение и по сей день обыгрывается в стилистике кормовой части почти всех Cadillac — будь то заднеприводные "квадраты" 1977-92 годов, переднеприводные Deville 80-90-х, последний настоящий фуллсайз Fleetwood 1993-96 годов, машины "нулевых" с эстетикой Art & Science (XLR, STS, CTS) и даже все поколения Escalade… Пожалуй, узкие вертикальные задние огни навсегда стали визитной карточкой марки, сравнимой по узнаваемости только с "ноздрями" BMW.

В том же 1965 году в небытие ушло старое название Sixty-Two — его заменила в качестве Cadillac начального уровня модель Calais. Седаны и купе De Ville заняли среднюю позицию в линейке, а Sixty Special c кузовом Fleetwood сохранил статус флагманской модификации. Дизайн купе и кабриолетов Eldorado вновь стал радикально отличаться от прочих моделей, а через пару лет они и вовсе получили самостоятельную платформу. Так, к середине 1960-х у Cadillac сложился ассортимент, почти неизменный вплоть до конца ХХ века. Этот консерватизм, во многом, и привел марку к застою 80-90-х годов, из которого вывести ее удалось только сверхусилиями, длящимися до сих пор. Гордый слоган Standard of the World, бывший столь справедливым для Cadillac в 1965 году, уже давно неактуален — теперь маркетологи ищут новые ниши, новую мотивацию и новых клиентов для по-прежнему славной марки, вынужденной на правах младшего конкурировать с немецкими и японскими премиум-брендами. Главный вопрос последних лет: сможет ли бывший шеф Infiniti Йохан де Ниссен вновь сделать Cadillac мировым стандартом? Ответ даст лишь время…

0 0

Коментарі

Щоб залишати коментарі, потрібно авторизуватись.