Образ Ford Mustang за долгую историю модели оброс культовыми разновидностями. Но феномен "Элеоноры" из фильма "Угнать за 60 секунд" стоит особняком. Во-первых, под этим именем известны две совершенно разные машины. Причем новому поколению фанатов по-прежнему практически неизвестен оригинал 1974 года… Во-вторых, "Элеоноры" наряду с Bullitt — самые узнаваемые Mustang из кино. Пожалуй, зелёный Bullitt все же "номер 1" в этом рейтинге. Но, в отличие от него, сама корпорация никак не пыталась собрать сливки на культовом внешнем виде "Элеоноры", зато в качестве народного творчества эта машина, особенно вторая, по-настоящему "ушла в тираж". В-третьих, историю обеих "Элеонор" нужно рассказать хотя бы для того, чтобы не плодить мифов о том, что это серийные машины, что это продукт Shelby и так далее, что встречается сплошь и рядом…
В оригинальном фильме "Угнать за 60 секунд", который вышел в 1974 году, мастеру-угонщику Мандриану Пэйсу нужно украсть 48 автомобилей за 5 суток. В списке они получили собственные женские имена и "Элеонорой", то есть Eleanor, назвали жёлтый Ford Mustang Sportsroof 1973 модельного года. Продюсер Генри Блайт "Тоби" Халицкий (он же автор сценария, он же режиссер, он же исполнитель главной роли и каскадер!) использовал для фильма машину 1971 модельного года, но так как съёмки были отложены — пришлось поменять ей решетку радиатора на соответствующую 1973 году, так как по сценарию это был новый автомобиль, а не двухлетней давности.
Впрочем, киношники сэкономили: в кадре видно, что замене подверглась лишь решетка, а бампер и крылья остались от 1971 года — поэтому, например, на "Элеоноре" два комплекта передних габаритных огней (и в крыльях, как в 1971 году, и в решетке, как в 1973-м). Формально, предполагалось, что машина имеет оригинальный цвет Medium Yellow Gold, соответствующий Mustang, но для самого фильма продюсер сэкономил и распорядился покрасить машины жёлтым цветом школьных автобусов. Другие характерные элементы оформления — это черная полоса снизу по периметру, как на Mustang Mach 1, а также черная полоса на капоте, вообще не соответствующая никакому серийному Ford. Можно сказать, что в итоге автомобиль выглядел так, как его действительно мог затюнинговать первый владелец вскоре после покупки.
Реквизит для фильма включал две внешне одинаково подготовленные машины. Или "всего две", как правильнее было бы описать эту ситуацию с высоты современных кинобюджетов. Один Mustang использовали для крупных планов (в англоязычной кино-автомобильной терминологии — "beauty car"), второй применяли для сцен с погоней и аварией и потому оборудовали каркасом безопасности, многоточечными ремнями и другим оборудованием для надёжного выполнения трюков. Собственно, по сюжету "Элеоноре" недолго суждено было быть целой… По окончании съёмок разбитый экземпляр использовали для рекламы фильма и машина до сих пор принадлежит вдове Халицкого, Дениз. Куда делся "beauty car" — неизвестно, но сам продюсер ещё на премьере заявил, что автомобиль был уничтожен (правда непонятно, при каких обстоятельствах).
Тоби Халицкий не был профессионалом киноиндустрии, зато очень любил машины — его бизнесом была компания по эвакуации, штрафплощадка и авторазборка. "Угнать за 60 секунд" был его вторым опытом в кино и оказался очень успешным, несмотря на бюджет в $1 000 000. Позже, Халицкий снял еще три фильма на автомобильную тематику, но без столь впечатляющего успеха. В 1989 году Тоби женился на Дениз Шакарян и вскоре приступил к сьемкам сиквела, "Угнать за 60 секунд-2", где вновь выступил сценаристом, актером, режиссером, продюсером и каскадером. Но несчастный случай на площадке оборвал его жизнь… Однако, оригинальный "Угнать за 60 секунд" стал настолько культовым фильмом, что в 2000 году вышел его римейк с гораздо большим бюджетом — $90 000 000 от Touchstone Pictures, получившей права на франшизу от Дениз Шакарян-Халицки. Главную роль (угонщик Мемфис Рейнс) сыграл Николас Кейдж. По сценарию, он с командой тоже должен был угнать 50 машин по списку и, на этот раз, ассортимент автомобилей был гораздо богаче. "Элеонорой" хотели сделать классический суперкар Ford GT40, но даже реплика не справилась бы с некоторыми запланированными сценами из-за мизерного дорожного просвета. Так в роли "Элеоноры" оказался Shelby GT500 1967 года в цвете Pepper Grey, но не в оригинальном состоянии, а превращенный в броский тюнинг-проект в стиле Pro-Touring.
Конечно, это не был аутентичный Shelby. Характерный дизайн разработал художник-иллюстратор из журнала Hot Rod Стив Стэнфорд, причем, по сей день, "Элеонора" считается самым знаменитым его творением. Компания Cinema Vehicles Services, специализируюшаяся на автомобильном реквизите для Голливуда, была официальным подрядчиком, но в реальности они обратились к тогда еще не столь известному Чипу Фузу, чтобы тот реализовал эскиз Стэнфорда в металле в очень сжатые сроки.
В итоге компания Foose произвела по заказу Cinema Vehicles Services, насколько известно, 11 или 12 экземпляров "Элеонор" для разных нужд съёмочной группы: три полноценных авто и 9 без агрегатов для статических сьемок (плюс, ещё одна машина была собрана для продюсера Джерри Брюкхаймера и, по слухам, изготовлена из настоящего Shelby GT500 с мотором "428"). Правда по другой информации, Foose сделали только прототип и матрицы для обвеса, а сборкой оставшихся занимались собственно Cinema Vehicles Services…
За основу взяли обычные Ford Mustang 1967-68 годов в кузове фастбэк, которым придали некоторые черты именно Shelby GT500 (например, задние фонари от Mercury Cougar), но гораздо больше переделок внесли самостоятельно. Пожалуй, главные из них это передний бампер с вырезом и центральными противотуманками, а также пороги с разведённым за дверями боковым выхлопом. В традициях Pro-Touring, колеса очень современные по размеру, но внешне повторяют дизайн Ford GT40 с симуляцией центральной гайки. Ну, а прочие элементы декора, вроде капота с воздухозаборником, накладок на задние крылья и треугольные боковые окна уже гораздо менее типичны именно для "Элеоноры", зато хорошо известны любителям тюнинга Mustang в целом. В интерьере, пожалуй, самая главная деталь — это ручка КПП с кнопкой впрыска азота и надписью Go — Baby — Go, которую теперь продают и отдельно от машины. Кстати, боковой выхлоп и гоночная горловина бензобака на машинах из кино — чистая бутафория. Выхлоп сложно было сделать работоспособным в сжатые сроки, а за крышкой вообще скрывалась маркировка каждого экземпляра сообразно его роли в фильме!
Под капотом у новой "Элеоноры" для фильма стоял 5,8-литровый V8, сагрегатированный с 4-ступенчатой механической трансмиссией. Конечно, для разных сцен использовали по-разному сделанные машины, и в итоге съёмки пережили семь экземпляров, из которых лишь три "всплыли" позднее. Достоверно, кстати, неизвестно, были ли именно эти три машины ездящими в момент съёмок, или их доукомплектовали позже. Первый был продан в 2009 году на аукционе Barrett-Jackson за $216 700. Второй принес аж $1 000 000 в 2013 году на Mecum — утверждается, что именно эту машину применяли как главный "beauty car" в кадре и для рекламных фотосессий. Наконец, третья "Элеонора" предлагалась к покупке на аукционе Mecum в 2014 году, но торги не достигли резерва продавца — $380 000. Между прочим, лишь два Mustang в истории оказались дороже, чем проданная Mecum "Элеонора": прототип Shelby EXP500 Green Hornet 1968 года и так же уникальный Shelby GT500 Super Snake 1967-го. То, что обычный Mustang Fastback, переделанный в 2000 году для фильма, заслужил цену выше, чем практически все аутентичные Shelby, очень многое говорит о силе масс-культуры!
Но история "Элеоноры" не закончилась на фильмах. Римейк "Угнать за 60 секунд" стал ещё более культовым, чем первый фильм, а машина — невероятно узнаваемой. Сам Тони Халицкий скончался ещё в 1989 году, однако его вдова Дениз владеет авторскими правами на название "Элеанора" и на дизайн машины из римейка. Изначально, это не остановило Кэрролла Шелби от того, чтобы заработать немного денег на новомодном дизайне при том, что он вообще никак не был связан с производством фильма! Но, раз "Элеонора" по сценарию была именно Shelby GT500, то Кэрролл продал в 2003 году лицензию на выпуск таких машин в виде "continuation" под названием GT500E техасской компании Unique Performance.
По свидетельствам очевидцев, качество их работы оставляло желать лучшего, а многие клиенты, внесшие задаток за сборку их экземпляра, так и не получили свои машины годами. Более того, позже правоохранительные органы заинтересовались деятельностью этих техасцев в целом и выяснили, что под видом реставрации, Unique Performance вообще занимались переклепкой табличек с VIN-кодом. Компанию закрыли в 2007 году, а ее владельцы пошли под суд. Тем не менее, насколько известно, Unique Performance успели произвести 120 экземпляров GT500E, включая 15… кабриолетов!
Вскоре справедливость по отношению к "Элеоноре" восторжествовала: Дениз Шакарян-Халицки выиграла иск к Кэрроллу Шелби о правах на лицензирование этого дизайна. Затем, она заключила соглашение с компанией Classic Recreations из Оклахомы по производству авторизованных реплик машины. Поскольку, в свою очередь, Шакарян-Халицки не имела прав на название Shelby GT500, эти машины получили эмблемы "Gone In 60 Seconds" взамен.
Реплики производились в 2008-2009 годах, после чего Classic Recreations отказались продлевать лицензию, взамен договорившись с самим Кэрроллом Шелби. С тех пор Classic Recreations производит другие схожие Mustang в стиле Pro-Touring и названием GT500CR — причем эти авто тоже считаются "continuation" и включаются в список Shelby Registry. По удивительному совпадению, в 2010 году и этой компании предьявили обвинения в махинациях с VIN-кодами, но они смогли доказать свою невиновность.
Спустя несколько лет, калифорнийская компания Fusion Motors перекупила права на "Элеонору" с целью возобновить мелкосерийный выпуск аутентичного автомобиля из фильма. У нынешних машин от Fusion Motors абсолютно современные агрегаты, включая 5,0-литровый Coyote V8 и МКПП от Tremec, но и ценник начинается от $229 000 (и выше, в зависимости от опций, включающих тюнинг двигателей от Roush). Насколько известно, Fusion Motors суммарно произвели на сегодняшний день порядка 20 экземпляров своих Eleanor. Интересно, что при современных агрегатах и подвеске, в остальном это очень точные реплики вплоть до системы закиси азота в багажнике: она не подключена к двигателю, но выглядит в точности так же, как в киноленте.
То, что официально дизайн "Элеоноры" запатентован, редко останавливает частных лиц от того, чтобы сделать неавторизированную копию для собственного пользования, так что на автомобильных шоу в США можно встретить множество Mustang 1967-68 годов, переделанных в стиле "Элеоноры", а иногда и других годов:
Более того, когда в 2005 году вышло пятое поколение Mustang, напоминающее по дизайну первое, то известный производитель обвесов Cervini's вскоре сорвал джекпот, выпустив боди-кит в стиле Eleanor со всеми характерными деталями, переработанными для современного автомобиля.
Конечно, в идеале, обвес надлежит дополнить и покраской в цвет Pepper Grey с черными "полосами Шелби". Позже, Cervini's подготовили аналогичный набор для "элеаноризации" Mustang 2010-2014 годов, но он, похоже, гораздо менее известен:
Наконец, в 2015 году компания American Muscle попыталась предсказать, как будут выглядеть три культовых оформления Mustang в новом кузове, продемонстрировав рендеринг новых Bullitt, Eleanor и Iacocca. Заодно, на картинке очень доходчиво напоминается, что именно из элементов делает стиль "Элеоноры" особенным. Но, в то время как новый Bullitt даже появился в качестве серийной модификации Ford Mustang 2019 года, обновленных "Элеонор" нет. Видимо, в данном случае хватает двух легенд… Пока хватает.
Читайте другие статьи про тюнинг в моем блоге:
«Потому, что я мог»: тачанка Prius с шестиствольным M61 Vulcan
Тюнинг в стиле Pro Street. Когда на дрэгстерах ездили за хлебом
Прекрасное прошлое, которого не было. Изучаем стиль Pro-Touring
Не в последний путь. Автодача из катафалка Cadillac Fleetwood
P.A.R.T. — пикап Plymouth 1939 года с радиальным двигателем от самолета
Отклонение: Porsche 911DV8 с 7.0-литровым V8 от Corvette
Что, если бы: купе и кабриолеты Cadillac Fleetwood (1993-96)
Porsche 911 с 8.2-литровым двигателем Cadillac — как впихнуть невпихуемое
Дизельные мускулы Duramax Camaro SS 6.6 и Dodge Charger с Cummins 5.9
40,8-литровый родстер Packard Royal и другая гигантомания Родни Рюкера
Чудеса платформизации: пикапы и SUV, о которых не знают сами производители
В гостях у Lingenfelter Performance Engineering