История создания
Попытку создать автомобиль взамен стремительно устаревающей «двадцать первой» на ГАЗе предприняли практически сразу после старта её производства. Автомобиль, переживший три рестайлинга, несмотря на то, что они были максимально эффективными, исходя из имеющихся в распоряжении конструкторов ресурсов, к концу семидесятых был уже глубоко морально устаревшим.
Американский дизайн, на который ориентировался при создании своих моделей ГАЗ, в шестидесятые годы двигался вперед семимильными шагами. Трехлетний автомобиль выглядел уже устаревшим, модельные ряды компаний насчитывали десятки моделей и сотни исполнений. На фоне этого изобилия «двадцать первая» выглядела «бедной родственницей» — округлые, крупные формы и аэростиль выходили из моды вместе с плавниками, и заводчанам необходимо было подготовить адекватный ответ. Поиск образа шел долго и мучительно.
Дизайнерами (или, как это тогда называлось, художниками-конструкторами) новой машины были молодые специалисты Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.
Как и многие другие дизайнеры и конструкторы, специалисты ГАЗа находились под впечатлением от проходившей в Москве в 1959 году американской промышленной выставки с её хромом, лоском и двухметровыми хвостовыми автомобильными килями. Первые макеты будущей Волги по этой причине живо напоминают «среднестатистического американца» тех лет.
Однако, стилистам очень скоро стало ясно, что такой экстерьер будет выглядеть современным очень недолго, до нового «витка» в дизайне. Необходимы были простые, канонические формы, проверенные решения, отсутствие ярких, сиюминутных деталей. Постепенно, скетч за скетчем, макет за макетом, выпестовался из пластилина, глины и дерева образ будущего автомобиля. За время создания машины было построено шесть полноразмерных макетов против шести для «Двадцать-первой Волги». И все равно машина тяготела к американской школе стиля. По заокеанским меркам, это был среднеразмерный седан вполне классического дизайна. «Китовый ус» решетки радиатора и подфарники намекали на некую преемственность поколений, маленькие вертикальные задние фонари были призваны подчеркнуть ширину автомобиля и являлись распространенным дизайнерским элементом на автомобиле тех лет…
Были и оригинальные находки: «зеркально отраженный» изгиб Хоффмайстера в рамках передних дверей, интересные хромированные «клычки» возле номерного знака (позже были устранены), стояночный фонарь в дефлекторе на задней стойке, строгая и стильная решетка радиатора. Благодаря ниспадающей боковой линии автомобиль имеет стремительный, динамичный образ.
Дизайнерам предстояло решить непростую задачу – наделить динамизмом представительский седан крупных размеров, при этом не переборщив, но и не сделав американским «чемоданом», и с задачей этой они справились безупречно.
Проектирование изначально велось под четыре типа двигателя — 2,5-литровую алюминиевую «четверку» на базе двигателя ГАЗ-21 (судя по всему, изначально для работы в такси), V-образный шестицилиндровый в 3 литра (базовый), V-образный восьмицилиндровый объемом 5,53 литра (спецверсия для силовых ведомств), четырёхцилиндровый дизель (для Европы, где дизельные «Волги» уважали таксисты — по опыту экспортных продаж ГАЗ-21; предполагался импортный).
Изначально планировавшийся как базовый V6 (2,99 литра, 136 л.с.) моделей 24-14 (чугунный блок) и 24-18 (алюминиевый) к началу серийного производства из стадии экспериментов так и не вышел, его планировали освоить на втором этапе работы над автомобилем уже параллельно с серийным производством.
Но в начале семидесятых цены на нефть резко выросли, и в таких условиях трехлитровый двигатель для автомобиля среднего класса, очевидно, посчитали излишним. Остальные варианты силового агрегата были в той или иной мере реализованы.
Механические коробки изначально предполагалось использовать на модификации для такси. На практике осталась только четырехступенчатая механическая с рычагом в полу как самая простая, дешевая, способствующая экономии топлива и наиболее соответствующая уровню мирового (правда, преимущественно, европейского) автомобилестроения.
В 1966 году появились два ходовых прототипа новой "Волги". Одна из них имела необычную четырехфарную систему освещения, от которой отказались в пользу более привычной двухфарной. Основным лейтмотивом в оформлении автомобиля остался стилизованный щит. В его форме была выполнена эмблема на решетке радиатора, выштамповка на капоте, а также общее решение передка.
Продвижение и экспорт "Волги",
В 1967 году Автоэкспорт сообщает о запуске в производство новой модели под знаменитым Брендом и совершает, тем самым, серьезную стратегическую ошибку. Продажи «двадцать первой» резко падают, а «двадцать четвертая» к этому моменту не выпущена даже опытным тиражом.
В рекламе для зарубежных потребителей внешнеторговое ведомство делает акцент на большие размеры автомобиля, хорошую динамику и проходимость. Позиционируется автомобиль скорее как молодежный, на всех брошюрах красивые молодые девушки, огни ночного города либо природные пейзажи. Волга «на Запад» — это облагороженные салоны, приемники с FM-диапазоном и даже порой, окраска "металлик". Для привередливого европейского потребителя аскетичный салон «двадцать четвертой» Волги простоват и даже как то неуместен, учитывая класс авто.
Волга традиционно хорошо продавалась в Финляндии, Скандинавии, а так же некоторых западноевропейский странах. За небольшие деньги потребитель получал большой (напомним, что понятие "большой" в Европе и Америке кардинально разнилось) в меру комфортабельный автомобиль с хорошей проходимостью (для многих стран в ту пору это было актуально) и хорошим качеством сборки. Кроме того, западные дилеры часто дорабатывали автомобиль под нужды и особенности местных рынков и "Волга" на выходе имела улучшенную комплектацию, нежели версии, продаваемые внутри Союза.
Поставлялись также и праворульные версии для Англии и арабских стран с правосторонним движением. По данным Игоря Денисовца, таких автомобилей под обозначением ГАЗ-24-54 (56) и дизелем Indenor в 1978 году было выпущено около 1000 штук.
Мартовский номер журнала «За Рулем» за 1968 год посвящается Волге ГАЗ-24. Красивая красная машина на обложке скорее грамотный рекламных ход, чем реальность. Вишневый цвет никогда не станет самым распространенным, о белых бортиках покрышек забудут после опытной партии (в СССР такие колеса вообще серийно не выпускались), а от низкой «американской» посадки очень быстро придется отказаться.
ГАЗ-24 (16).JPG
Статья в журнале "За рулем" о "Волге" ГАЗ-24
Помимо базовой версии, ГАЗ-24 обладал целым рядом модификаций и экспериментальных автомобилей на его базе, в 1986 году он был заменен в производстве на модель ГАЗ-24-10
Новая Волга в значительной степени формировала транспортный поток на протяжении 70-ых — 80-ых годов и оставила заметный след в кино