Это фрагмент поездки по Карпатам и Закарпатью, основная статья здесь (ТЫЦ СЮДЫ) Однако если этот ТЫЦ не работает, значит основная статья еще не окончена. ТЫЦ заработает, но чуть позже.
Несколько лет подряд, проносясь по трассе Киев-Львов мимо села Подгорцы, я заглядывал сквозь просветы в придорожной посадке на виднеющийся вдалеке Подгорецкий замок и восклицал "Ого!", "Ух ты!.." или "Надо заехать…". Но времени заехать всё не хватало.
18.09.20016, возвращаясь из отпускного Закарпатско-Карпатского турне, я твердо решил выделить некоторое время на посещение этого замка (за эту поездку были еще замки Паланок, Хустский, Олеський и Свиржский).
Кстати, в этом замке также снимался фильм "Три мушкетера".
Началось с того, что двигаясь со стороны Львова я "купился" на первый попавшийся знак "Подгорцы =>". Повернул, но метров через сто асфальт резко закончился и перешел в полевую грунтовку. Я уже понял, что заезжать надо было в следующий поворот, но благо что было сухо, поэтому удалось легко проехать до села. Но зачем этот местный прикол, направлять людей на грунтовку, если рядом есть нормальная асфальтированная дорога?
Сразу за полем перед селом раскинулись широкие зеленые луга, прямо через которые в сторону замка с разных сторон брели люди. По одному, по два, мелкими групками. Мне это даже напомнило кадры из какого-то зомби-фильма))).
Поблудили узкими улочками, пока выехали на асфальтовую дорогу, которая и вывела нас к замку. Увидев впереди ротонду костела Воздвижения и Святого Иосифа у меня вырвалось "Оооо!.."
А напротив него, за парком располагался сам замок, издали впечатляющий своими размерами и формой. Возле костела вдоль дороги расположилось несколько экскурсионных автобусов, много легкового транспорта с туристами, сувенирные киоски, палатки, кафешки. Туристов было довольно много.
Замок большой, красивый и величественный, НО… По завершению осмотра на душе остался тяжелый осадок…, а в голове прочно засела мысль…
Перед главным входом табличка "Вход платный". Шевельнулся какой-то червячок неприятного предчувствия, но… Да и хрен с этим, я хочу увидеть замок. Билетик, кстати, не дорогой, всего 15 грн (примерно $0,58 или 39 рублей). Заходим в ворота. Слева — куча строительного хлама, справа средневековый колодец с колесом. За колодцем вход в комнату с названием что-то вроде "Экспозиция". В комнате вдоль стен в один ряд много рисунков, схем, снимков замка и людей на его фоне. Но! Ни одной подписи, что, кто, где и когда! Выглядело это крайним издевательством над доверчивым туристом. Вышли недовольные и направились к входу в подземелье, расположенному в правом дальнем углу двора. И тут… Оп-па! Де-жа-вю! Вход платный! А за что я только что заплатил, только за то, что во двор вошел?! Да это ж форменное кидалово! Охранник-кассир отморозился… В общем не пошли мы туда из принципа.
Ах да, я забыл сказать главное — в сам замок ВХОД ЗАКРЫТ и экскурсии там не проводятся под предлогом реставрации. Однако, судя по увиденному, реставрация началась лет 10-20 тому назад, тогда же и закончилась, а реставраторы успели состариться даже не приступая к работе.
Вышли со двора с чувством, что нас только что кинули. Ради самоуспокоения обошли вокруг замка, позагляддывали куда только возможно и уехали разочарованные…
А деньги то за вход берут, но куда они деваются? Что-то мне эта ситуация напоминает…
Я понимаю, когда разрушения произошли 100-150 лет тому назад, с чем ничего поделать нельзя, но когда в современном обществе отношение к наследию преступает грань преступной халатности и все равно никто ничего не делает, этого мне не понять.
Я могу понять, что нет финансирования на реставрацию и всё такое, но мне не понятно, кто перебил стекла, включая на верхних этажах? Почему нельзя их элементарно застеклить, хотя бы б/у-шным стеклом, коего на всех мусорках предостаточно? Почему нельзя закрыть оконные рамы, судя по их виду болтающиеся на ветру не первый год? Ведь через них в окна попадает сырость, дождь, снег…
Одно утешает, что в настоящее время замок покрыт хорошей крышей, которая не даст ему развалиться в ближайшие десятилетия, а там, даст Бог, дойдут руки до настоящей реставрации…