Мало-кто знает, что самобытная внешность FIAT Coupe — дело рук скандально известного американского дизайнера Криса Бэнгла
Он начал свою работу в Центре стиля ФИАТ (Centro Stile Fiat) в 1985 году и вскоре стал шеф-дизайнером. Кстати, Alfa Romeo 145 тоже его работа.
Эти факты из биографии Бэнгла сегодня редко афишируются. В мире он больше известен как дизайнер, который совершил революцию в компании BMW. Под его руководством создавалась семерка Е65/Е66 —
Кстати, нарисовал ее не Бэнгл, а голландец Эдриан Ван Хоойдонк. Именно его эскиз был взят за основу серийной модели. Консервативные фанаты марки дизайн новой семерки тогда не приняли. А журнал «Тайм» назвал Е65 одним из 50 худших автомобилей всех времен. Тем не менее, она стала самой продаваемой BMW 7-й серии из всех поколений. Именно в эпоху Бэнгла, BMW обогнал Мерседес, как мирового лидера по продажам в премиум-сегменте. Революционные изменения в дизайне BMW помогли привлечь новых покупателей, ранее не обладавших автомобилями этой марки.
Но вернемся в Италию. В конце 80-х, после длительного перерыва, ФИАТ решил выпустить на рынок молодежное спортивное купе. Был объявлен конкурс на лучший дизайн кузова. В 1989 году Центр стиля FIAT под руководством Бэнгла победил ателье Pininfarina в этом состязании. Один из их ранних прототипов выглядел так —
Более поздний —
Недавно я прочитал, что Крис Бэнгл, при работе над FIAT Coupe, черпал свое вдохновение в американских автомобилях 60-х! Оказывается, передняя часть кузова это дань Ford GT40 —
А крышка топливной горловины сделана им по мотивам Dodge Charger 1968 года —
Любовь американца к автопромышленности своей страны понятна. Но, как по мне, не обошлось здесь и без оглядки на славные страницы итальянской автомобильной истории. Алюминиевая крышка бензобака имелась и у Ferrari 250 GT Berlinetta 1961 года —
Да и круглые задние фонари Coupe тоже несут в себе классические черты итальянских спортивных автомобилей прошлого —
Несмотря на проигрыш в конкурсе, дизайн интерьера FIAT Coupe поручили спроектировать Pininfarina,
а её наработки при создании кузова пригодились при работе над Peugeot 406 Coupe —
Кстати, собирали FIAT Coupe вручную на заводе Pininfarina по 80 штук в день —
В течении семи лет производства было выпущено 72 762 экземпляра, половина из которых предназначалась для итальянского рынка.
Интересно, что в конце 80-х перед Бэнглом стояла та же задача, что и спустя десять лет во время его работы в BMW — сломать шаблон. В конце 80-х годов положение Fiat было не завидным. Репутация ненадежной техники плохо влияла на продажи. Несмотря на европейские успехи с Panda, Uno и Tipo, долговечность и низкая остаточная стоимость на вторичном рынке оставались проблемой. Тогдашний босс Fiat Паоло Кантарелла дал дизайнерам задание — разрушить штампы и стереотипы, существующие в умах потребителей. Ведь к тому времени, марка FIAT прочно ассоциировалась с недорогими, массовыми автомобилями. Новое купе должно было совершить своеобразную революцию для марки, став достойным наследником таких спортивных "классиков", как Fiat 124 Coupe и Spider —
Дизайнеры выполнили эту задачу с блеском. Потрясающий дизайн взволновал публику и никого не оставил равнодушным. Автомобильная пресса встретила Coupe с восторгом. В сравнительных тестах тех лет машина часто выходила бесспорным победителем. Ведь помимо яркой внешности и стильного интерьера, Coupe обладал превосходной управляемостью и динамикой. Кроме того, в отличии от конкурентов, имел очень просторный салон. На задних сиденьях без труда размещались люди высокого роста. И главное, богато оснащенный автомобиль предлагался за весьма привлекательную цену. FIAT Coupe пользовался неплохим спросом, но существенно повлиять на репутацию марки ему не удалось. Он был достаточно надежен, но дизайнеры явно перестарались — люди просто не узнавали в новой модели ФИАТ )
Крис Бэнгл покинул Fiat в 1992 году, еще до запуска своего детища в производство, но свою работу в Centro Stile вспоминает с теплом. "Этот автомобиль я создавал с любовью", — говорил он о Coupe впоследствии.